Апокриес - Масленица в античном стиле
История этого праздника уходит своими корнями античные времена — древние греки, как и многие другие народы, широко отмечали приход весны карнавалами и маскарадами, разнообразными представлениями и мистериями, всеобщим весельем и, конечно, обильным потреблением вина. Собственно, в те далекие времена Апокриес и был посвящен языческому богу виноделия Дионису, но с приходом христианства его «переквалифицировали» в праздник, предшествующий Великому Посту. Нечто вроде русской Масленицы, но с особым греческим колоритом.
В античные времена Апокриес начинали отмечать в середине февраля и заканчивали в начале марта, но сегодня его границы варьируются в зависимости от дня празднования Пасхи. Однако он по-прежнему длится три недели и представляет собой фантастическое зрелище — грядущую весну греки встречают со всем свойственным этому народу темпераментом: танцы и песни сменяются яркими шествиями, а христианские обряды мирно соседствуют с языческими традициями.
«Апо креас» означает «без мяса» — оно и понятно, ведь раньше к исходу зимы мясные продукты действительно становились дефицитом. Тем приятнее устроить «пир желудка» — в первую неделю Апокриес греки режут свиней и готовят их на огне, а печень и сердце, считающиеся главным лакомством, отваривают для детей. В особо религиозных семьях до сих пор на груди у свиньи вырезают крест, на концах которого помещают угли с ладаном. Зажигая их, люди желают друг другу все хорошего — здоровья, счастья, богатого урожая и прочих благ.
Жареную свинину едят всю первую неделю Апокриес, но апофеоз наступает на четвертый день — Цикнопемти, название которого незамысловато переводится как «запах жареного мяса в четверг». После обильного угощения греки наряжаются и выходят на улицы, чтобы гулять, петь, танцевать, наслаждаться театрализованными представлениями и потешными боями. В каждом уголке страны существуют свои традиции празднования Цикнопемти (в одних районах за городом разжигают костры и прыгают через них, в других собираются на площадях и... обмениваются сплетнями), но, в любом случае, этот день является кульминацией Апокриес, одним из самых ярких событий в году, главная миссия которого — побудить людей забыть обо всех проблемах и веселиться от души.
Вторая неделя Апокриес мало чем отличается от первой — все тот же безудержный мясной разгул, который заканчивается феерическим карнавалом. Переодевшись и загримировавшись до неузнаваемости, взрослые и дети ходят в гости к родственникам и друзьям, которые должны угадать, кто к ним пожаловал. А ближе к вечеру праздник вновь перемещается из домов на улицы — и опять звучит музыка, повсюду пляшут ряженые, грохочут хлопушки и вино льется нескончаемой рекой. В рамках Апокриес проводится знаменитый Патрский карнавал.
Вся эта вакханалия предшествует третьей неделе праздника, когда на мясо накладывается табу — теперь на столах «правят бал» диетические блюда из рыбы, сыра, яиц, творога и разнообразных молочных продуктов. Этот семидневный период гастрономического смирения завершает Тирафигис – последнее воскресенье перед Великими постом, «родительский день», когда греки традиционно навещают своих старших родственников, просят друг у друга прощения, дарят подарки. В этот день, как правило, проходит много свадеб, ведь следующие венчания возможны лишь после Пасхи.
Вот такая она, греческая Масленица!..
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 0 )